02.10.2015
С 1 октября 2016 вступил в силу долгожданный закон № 476-ФЗ «О несостоятельности гражданина-должника...» Теперь каждый несостоятельный заемщик может инициировать процедуру своего банкротства и освободиться от изнуряющего долгового бремени.
04.03.2015
Заемщик (должник), решивший объявить себя банкротом, или его кредитор должны подать заявление в арбитражный суд (по месту регистрации заемщика).
К этому моменту времени податель заявления должен определится с выбором арбитражного управляющего. В подаваемом заявлении должна быть указана саморегулируемая организация, членом которой является управляющий.
На следующем этапе при участии трех сторон процедуры: кредитора, должника и арбитражного управляющего, - принимается решение, как проводить банкротство:
- реструктуризовать долг;
- согласиться на мировую;
- решать дело через суд.
После принятия решения сторонами процедуры или после вердикта суда наступает черед активной деятельности управляющего. При его участии имущество должника продают на электронных торгах, проводятся другие необходимые действия для частичной компенсации потерь кредитора.
Во время процесса банкротства и после него на гражданина-банкрота налагаются некоторые ограничения в правах:
- пока сама процедура не завершена, он не может выезжать заграницу;
- в течение следующих пяти лет он не сможет занимать руководящие должности и брать кредиты в финансовых организациях.
29.11.2013
Должник (физическое лицо) может быть признан банкротом. Право инициировать процедуру банкротства имеет как он сам должник, так и его кредиторы.
Будет запрещено «банкротиться» чаще, чем один раз в 5 лет.
Имущество должника выставляется на торги, а сам он освобождается от своего долга. (Поэтому поэтому обсуждаемый проект иногда называют "законом о прощении долгов").
Если аудиторское заключение устанавливает, что финансовые трудности временные, задолжавшему гражданину дается возможность воспользоваться отсрочкой для погашения платежей (но не больше чем на пять лет).
В проекте закона предполагалось, что на торги будет запрещено выставлять единственное жилище (кроме квартир, заложенных по ипотеке) и участок земли, где стоит дом. Банкрот сможет оставить себе 25 тысяч рублей, одежду, обувь, бытовую технику (не дороже 30 000 рублей).
Также рассматриваются предложения, что в конкурсную массу все-таки может попасть жилье, не являющееся залогом по ипотеке.
Сама процедура банкротства будет платной - на услуги назначенного конкурсного управляющего в течение 2 месяцев из средств должника будет выделено не менее 20 000 рублей.
Вопрос о минимальной величине задолженности физического лица, при которой можно начинать процесс банкротства, до сих пор остается одной из главных причин для разногласий заинтересованных сторон. Первоначально в законе фигурировала цифра в 50 тысяч рублей. Банки приводят доводы за значительное увеличение этой суммы, соответствующие поправки уже направлены в Госдуму. Среди называвшихся альтернатив - 500 тыс. руб. и 300 тыс. руб.
По информции ИТАР-ТАСС на начало декабря 2013 г. Госдума рассмотрит законопроект во втором чтении весной 2014 года. Конкретные сроки голосования пока не назначены.
До настоящего времени вопрос юридического признания должников финансово несостоятельными законодательно не был урегулирован.
Под юрисдикцию действующего федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» попадают только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Пока суды были не вправе возбуждать дела о банкротстве физических лиц (согласно п. 2 статьи 231).
Сейчас к не расплатившимся по кредитам гражданам применяют исполнительное производство, и их имущество по решению суда могут конфисковать судебные приставы. Если полученных от его реализации сумм на расплату с кредиторами не хватает, человек так и остается должником, причем его наследники наследуют его долги.
В свое время предполагалось, что процедура банкротства физлиц начнет работать уже с начала 2014 года. Однако на июльском заседании Госдума снова рассмотрела его в первом чтении (при этом доработав) и назначила второе чтение на осень. Таким образом, введение закона в действие откладывается до 2015 года (должен пройти год с момента его опубликования) или, в самом невероятном случае (если третье чтение пройдет тоже нынешней осенью) - до конца 2014. Тема животрепещущая, мы будем следить за всеми новостями по ней.
Одной из объективных причин называют предстоящее объединение Верховного и Высшего арбитражного судов. Первоначально предполагалось, что такие дела будут рассматриваться в арбитраже. Потом появилось предложение отдать эти полномочия судам общей юрисдикции. Теперь желательно дождаться поправок в Конституцию, устанавливающих подведомственность всех уровней судов, и учесть это в новом законе о банкротстве.
Другая, пожалуй, еще более важная причина - это возникшее давление "банковского лобби", считающего проект закона слишком мягким к должникам и потенциально угроржающим доходам банков (поскольку произойдет замедление темпов роста потребительского кредитования из-за повышения процентных ставок по кредитам).