В Сбербанке создали суперкомпьютер - самый мощный в России. Его производительность в тестах достигала 6,7 петафлопс, что почти в 3 раза выше показателей предыдущего отечественного рекордсмена. Такой новостью поделился руководитель блока «Технологии» банка Давид Рафаловский. Этой машине дали имя Christofari, ее предназначение - вычисления в сфере, связанной с искусственным интеллектом.
В Сбербанке разработка сервисов и процессов, основанных на искусственном интеллекте, идет уже давно. Мощности нового суперкомпьютера позволят существенно ускорить эти разработки.
Изготовлен Christofari компанией SberCloud, входящей в экосистему Сбербанка, при помощи известной американской компании NVIDIA, - одного из мировых лидеров в области визуальных вычислений и разработки инфраструктуры для работы с ИИ.
Компьютер Christofari настолько мощный, что в самом Сбербанке использовать его на все сто процентов просто не смогут, и машинное время будут сдавать в аренду сторонним компаниям. Спрос на такую услугу есть, в первую очередь со стороны крупных корпораций, которым приходится решать масштабные задачи.
Герман Греф останется на посту Председателя правления Сбербанка России на следующий четырехлетний срок. Рекомендацию о его переизбрании дал Наблюдательный совет банка. Годовое собрание акционеров, на котором это решение будет закреплено документально, состоится 24 мая.
Ранее Греф публично изложил свое видение перспектив развития главной банковской структуры страны. Это построение развитой цифровой экосистемы, в противовес "традиционному банкингу", которым ему заниматься было бы "неинтересно". В случае, если бы члены Набсовета не поддержали его планы, Греф был готов отказаться от должности.
Развитие и модернизация банка будут продолжены в соответствии ранее выбранной концепцией - курсом прогресса и инноваций.
Внедрение искусственного интеллекта уже позволило сократить около 70% менеджеров среднего звена. А в целом, внедрение цифровых технологий приведет к тому, что в 2025 банк будет нуждаться уже в 2 раза меньшем числе сотрудников, чем сейчас. Пока, правда, сокращенных менеджеров из банка не увольняют, им находят другую работу и переучивают. Об этом рассказал Герман Греф. На какие должности переведут работников, он не уточнил. Возможно, они будут помощниками искусственного интеллекта.
Банк принимал участие в работе Петербургского международного экономического форума 2018, и очень многое из представленного и сделанного относилось к сфере высоких технологий. Уже сама концепция экспозиции символизировала поток идей, данных и технологий.
В числе прочих проектов были представлены:
- открытая бесплатная онлайн-площадка для поиска бизнес-партнеров по всему миру - «Best of Business Partners», отмеченная уже наградами престижных конкурсов;
- «Деловая среда» - платформа знаний и сервисов "все для бизнеса — от старта до ликвидации компании";
- платформа «SberB2B», облегчающая малому и среднему бизнесу, государственным и муниципальным заказчикам совершение госзакупок;
- электронная торговая система для корпоративных клиентов «Sberbank Markets», использующая торговые алгоритмы на основе больших данных;
- инновационная система биометрической идентификации «Vision Lab»...
- маркетплейс для онлайн-покупок, создаваемый совместно с интернет компанией Яндекс, тот самый, который СМИ уже успели окрестить российским АлиЭкспрессом...
Уже с ноября прошлого года в банке при принятии решения о выдаче кредита тому или иному соискателю используется система (платформа) искусственного интеллекта "Смарт-кредит". И она показала себя исключительно эффективной в сравнении с теми сотрудниками банка, функции которых приняла на себя. Задолженность по кредитному портфелю Сбербанка сейчас составляет всего 170 млн руб. или 2,7% - такого низкого процента просроченных кредитов нет ни у какого другого банка. В среднем по российской банковской системе уровень просроченной задолженности выше более чем в два раза.
Об этом глава Сбербанка Герман Греф рассказал президенту России Владимиру Путину, присутствуя на встрече в Кремле. Ранее он не делился информацией о работе новой платформы кредитования, поскольку было неясно, окажется ли она эффективной.
Сбербанк уже продолжительное время развивает проекты по биометрическим технологиям в различных каналах обслуживания и клиентов. Уже готовы к использованию и частично внедрены системы идентификации по сетчатке глаза, ладоням и отпечаткам пальцев. В частности, в Мобильном приложении Сбербанк Бизнес Онлайн, предназначенного для корпоративных клиентов, имеется возможность использовать сканер отпечатков пальцев вместо ввода PIN-кода (технолгия Touch ID).
А теперь на подходе и возможность распознавания клиентов по движению губ. Как известно, уникальную мышечную активность движений губ подделать невозможно. По словам главы компании Германа Грефа, распознавание пользователя является первостепенной задачей, и банк очень много инвестирует в создание идентификационных возможностей.
Некоторое время назад Герман Греф рассказал, что Сбербанк уже находится в стадии внедрения нескольких проектов с технологией блокчейн. Это совместные проекты с государственными структурами (ФАС), ритейлером М.Видео, с компаниями Аэрофлот, Русский уголь, ОАК...
Особенно интересная информация в его выступлении касалась сроков, когда наступит "взлет" и широкое внедрение этой технологии - оказывается всего 1,5 года. К этому времени будут те технологические проблемы, которые мешали ее массовому внедрению в банковский бизнес.
По уже поступавшей ранее информации Сбербанк присоединился к международному блокчейн-консорциуму Hyperledger, развивающему технологию "публичного блокчейна".
На днях поступила информация, что банку, возможно, было отказано (из-за санкций) во вступлении в блокчейн-консорциум R3, развивающему технологию "приватного блокчейна".
В банковских кредитных организациях предполагается использовать эту технологию для обработки больших массивов данных и безопасного проведения транзакционных платежей.
Подробнее о блокчейн
Через несколько лет Сбербанк из традиционной кредитной организации превратится в многопрофильную компании нового типа - диверсифицированную экосистему...
Через пять лет акционеры Сбербанка будут уже не акционерами традиционной кредитной банковской организации, а владельцами акций многопрофильной компании нового типа. Похоже, именно такой вывод можно сделать из выступления главы Сбербанка России Германа Грефа перед своими подчиненными сотрудниками на встрече «Открытый диалог».
Банковский бизнес, по словам Германа Грефа, изменится в ближайшие пять лет больше, чем за последние полвека. У традиционных банков нет будущего, традиционный банкинг - рискованный и неудобный. Единственный способ остаться в лидерах - преобразоваться в «диверсифицированную экосистему» и выйти за пределы предоставления лишь банковских услуг. Причем важно не опоздать: «кто будет первым ... съест кусок пирога у остальных». Оказывается, это тренд в крупном современном международном бизнесе. В частности, в этом направлении двигаются крупнейшие американские и китайские компании: Google, Amazon, Facebook, Alibaba, Tencent, Baidu, - которые уже фактически являются "экосистемами".
Технологическая платформу, на которой будет строится экосистема Сбербанка, будет полностью создана к концу 2018 года, а часть ее сервисов уже будет доступна совсем скоро - в 2017. Если углубится в технические детали, она будет построена на open-source и облачных решениях, а функционировать должна в режиме реального времени.
Что такое банковская экосистема:
Под производственной (в частности банковской) экосистемой понимается взаимосвязанная сеть компаний, работающих на единой технологической платформе и пользующихся услугами и возможностями всех входящих в состав организаций для доступа клиентов к различным сервисам, формирования для них предложений и решений.
Создаваемая экосистема Сбербанка даст возможность создавать технологии и предоставлять услуги не только в банковском секторе, но и в совершенно иных отраслях: связанных с недвижимостью (девелопмент, строительство), здравоохранением, телекоммуникацией, электронной коммерцией, B2B-услугами; а еще образованием, здравоохранением, госуслугами, отдыхом и путешествиями, разработкой софта и приложений, потребительским сектором...
Возможно, акционеры останутся довольны, пока Сбербанк показывает очень неплохие финансовые показатели, особенно по сравнению с другими отечественными кредитными организациями. Совсем недавно, в конце ноября появилась информация об очередном росте стоимости акций компании и о том, что Сбербанк впервые за все время стал самой дорогой компанией России.
В настоящее время Сбербанк России - один из самых инновационных банков в стране. Но планы, которые озвучил глава банка Герман Греф в недавнем интервью "Известиям" кажутся уж совсем нереальными. Уже через 2–3 года клиентам этой кредитной организации станут не нужны пластиковые банковские карты. Новые технологии, которые уже готовятся к внедрению, позволят идентифицировать клиентов по биометрическим параметрам: по ладони, по голосу, по внешнему виду.
Ближайшие планы - внедрение платформы «18+». В ней заложен функционал идентификации клиента по ладони. Уже закупаются банкоматы с возможностями биометрии. Начать использование платформы «18+» банк собирается еще до 2018 года.
Правда, тем клиента банка, кто обращается к своим счетам, находясь за границей, без кредитной карты по-прежнему, будет никак не обойтись. Точно так же, как пользующимся банкоматами других банков в России. Новые технологии будут работать только в сети банкоматов Сбербанка. Но это пока, а дальше дело уже за другими банками, в зависимости от их тяги к инновациям.
Внедрение технологий распознавания клиентов по голосу и по внешности ("voice recognition" и "image recognition") - задачи чуть более отдаленного будущего. Хотя определенный объем работ уже проведен, и в Москве даже уже идет "ограниченное тестирование".
При голосовой идентификации клиент сможет обратиться в банк с любого телефона в России или за рубежом; причем уже предусмотрена защита от того, что он звонит под принуждением или, в случае клиентов старшей возрастной категории, каким-то образом обманутый мошенниками.
Идентификация клиентов по внешности первоначально будет возможна только непосредственно в отделениях банка, а также при банковском выездном обслуживании. Использование этой технологии во всей сети Сбербанка - задача следующего этапа.
Новые возможности идентификации кроме удобств для клиентов и повышения их защищенности позволят решать и новые функциональные задачи. В настоящий момент полное банковское сопровождение по карте возможно только в том отделении, где она была открыта. К примеру, чтобы закрыть карту или продлить ее, необходимо прийти именно в то отделение, где она была выдана. Связано это с вопросами безопасности. Новые же технологии такие задачи позволяют решать даже удаленно.