Кризисные явления в российской экономике многое изменили на рынке жилья, в том числе и на трендах покупки новых квартир в московских и подмосковных новостройках. Оказалось, что со времени начала кризиса в середине 2014 года, с учетом первых месяцев 2016-го изменились как финансовые возможности покупателей, так и стратегии выбора сегмента жилой недвижимости и даже самого процесса совершения сделок. Исследование на данную тему обнародовал в конце февраля Департамент новостроек агентства ИНКОМ-Недвижимость.
Один из самых важных результатов, подтвержденный исследованием, - это то, что за прошедшее время покупатели в среднем тратили на покупку новой квартиры почти на 25% меньше средств, чем в докризисные времена. Ухудшение платежеспособного спроса и снижение цен на квартиры идут рука об руку. Не на все предложения, конечно, цены были снижены, но продавались и покупались чаще более дешевые квартиры, именно об этом свидетельствует статистика. Средний бюджет на покупку сократился на 1.5-2 млн. руб и в Подмосковье и в столице, составив к настоящему моменту соответственно 3–3,7 и 5–7 млн. руб.
Что важно, наблюдаемое сокращение бюджета не означало, что покупатели в массе переключились на низкобюджетное жилье. Такое ищут только 10% покупателей. Большинство находило варианты, удовлетворяющие их требованиям, но также подходящие и по ценам.
Запросы покупателей если и изменились, то только в сторону более тщательного к ним отношения. Учитываются экологическая обстановка в районе новостройки, состояние инфраструктуры - технологической и социальной, транспортная доступность, а также индивидуальные предпочтения.
Почему такое происходит - тоже вполне понятно. Общее количество сделок по продаже новых квартир в Москве и Подмосковье снизилось - до 50% в ценовом значении у некоторых крупных застройщиков по их данным. Увеличился выбор, выросли требования покупателей.
Исследование ИНКОМ обнаружило интересную особенность изменения поведения потенциальных покупателей: они могут продолжительное время "выжидать", подыскивая подходящий по запросам и цене вариант. Это часто и вынуждает продавцов руководствоваться правилом: нужен покупатель квартиры - снижай цены. Ведь спрос на новостройки никуда не делся, просто он изменился. Нередко цены снижаются в периоды акций, а, фактически, распродаж застоявшегося товара.
Изменение спроса проявилось в востребованности квартир меньшей площади, это касается всех категорий жилой недвижимости, кроме бизнес-класса. Вместо востребованных прежде «трешек» площадью 80–110 кв. м. теперь чаще покупают удобные по планировке, но менее габаритные с площадью 75–85 кв. м. То же самое касается и «двушек», и «однушек». Такие же тенденции и с новостройками в Подмосковье, только там пользующийся популярностью метраж еще меньше.
Еще одни обнаружившийся тренд - все большее число москвичей-покупателей жилья в новостройках «Новой Москвы» и Подмосковья. Сказывается показатель "цена - качество". Исследование показало, что их доля увеличивается на 10%-15% в год.